Урок «День Воды» (для дошкольников)
Занятие составлено специалистами по экологическому просвещению Сихотэ-Алинского заповедника
Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы не замечаем. Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить- Без воды нам не прожить!
Ход: Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду, и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги – и в нем, в его мельчайших трещинках, есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет больше половины организма. В воздухе так же находится вода. С поверхности океана, моря, реки или земли вода под действием солнечных лучей испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. Но высоко в воздухе холодно, поэтому пар там охлаждается и превращается в маленькие капельки воды или мелкие льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность земли. На суше эта вода наполняет реки, а реки несут ее в океан. Так на земле происходит круговорот воды.
После этого для детей проводится небольшой опыт: нагреваем воду, из воды образуется пар, он невидим. Подносим над паром тарелку с холодной водой. Образуются капли, которые по мере увеличения, капают обратно.
ВОПРОСЫ: - где можно встретить воду? - что происходит с водой, когда солнышко пригреет? - что происходит с паром? - как называется это явление?
Загадки
1. Много ее – беда! Мало ее – беда! Нужна она нам всегда Больше, чем даже еда (вода) 2. Не зеркало, а посмотреться можно (вода) 3. Что шумит без ветра? (вода) Что в руках не удержать? (вода) 4. Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит (вода) 5. Кто век бежит и не устает? (вода в реке) 6. Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (дождь) 7. С неба пришел, в землю ушел (дождь) 8. Меня ждут не дождутся, а как увидят – разбегутся (дождь) 9. Синенька шубенка покрыла весь мир (небо) 10. Без крыльев – летят, Без ног – бегут, Без паруса – плывут (облака) 11. Летом бежит, зимой спит, Весна настала – опять побежала (река) 12. Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река) 13. Течет, течет - не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит (река) 14. Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе (туча) 15. По синему морю белые гуси плывут (облака) 16. На дворе горой, а в избе водой (снег) 17. Что вверх ногами растет? (сосулька) 18. Под мостиком виляет хвостиком (рыба) 19. Выпуча глаза сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает (лягушка) 20. Глаза – на рогах, А домок на спине (улитка)
Игра «Капелька»
Цель: закрепить знания детей о воде, дать понятие круговорота воды в природе. Материалы: маски солнышка, тучки. Ход игры: Распределение ролей: солнышко – один ребёнок (если детей много, можно дать роли помощников солнышка – 2-3 лучика); тучка – один ребёнок; остальные дети – капельки. Дети, изображающие солнышко, лучики и тучку, стоят рядом с ведущим, остальные дети-капельки стоят на площадке вразброс. Ведущий: - Если в небе тучек нет, голубой у неба цвет. (Дети при этом показывают пальчиками на небо) - Появилась тучка. (Выходит ребёнок-тучка) И дождинок кучка. (Дети-капельки становятся вокруг тучки) - Капля раз, капля два, на земле уже она. (Дети- капельки разбегаются по игровой площадке) Выходит солнышко (и лучики) и считает до пяти (до десяти). Солнышко начинает работать – стараются высушить капельки – запятнать их. Те капельки, которые солнышко запятнало, - высохли и присоединились к тучке, которая движется по площадке, постоянно разрастаясь. После окончания счёта все капельки, которых не запятнали, просачиваются в землю – приседают. Игра проигрывается 2-3 раза. В конце игры посчитать, сколько капелек просочилось в землю, а сколько высохло и испарилось в тучку.
Игра «Вода – не вода»
Ведущий произносит слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (например: облако, лужа), ребята поднимают правую руку. Если предмет или явление имеет отношение к воде (кораблик, рыба), ребята поднимают левую руку. Если предмет или явление не имеет никакой связи с водой (ветер, камень), ребята хлопают в ладоши.
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |